Система предоставления транспортных льгот требует изменений
Ведомости плюс
Актуальной и наболевшей проблеме - льготным перевозкам пассажиров - была посвящена недавняя пресс-конференция в горисполкоме, во время которой с журналистами общались начальник отдела труда и социальной защиты департамента развития торговли, бытового обслуживания, транспорта и связи Ольга Гонтарь, а также начальник отдела развития транспорта и связи Татьяна Бойко.
- Пассажирский автомобильный транспорт на маршрутах общего пользования перевозит три категории пассажиров: те, которые оплачивают поездку за свой счет, поездки которых оплачиваются за счет бюджета (то есть льготные перевозки), и те, которые совершают поездки за счет перевозчика, - отметила Ольга Гонтарь. - Установленные законодательством льготные перевозки оплачиваются из государственного бюджета. Транспортная субвенция, хоть и в ограниченном количестве, направляется в местные бюджеты, и таким образом решается вопрос компенсации затрат перевозчиков, которые обслуживают льготников. Следует отметить, что льготы предоставляются очень большому количеству людей, удельный вес льготников от всех пассажиров составляет 60%. Всего в Кировограде 64 тысячи льготников. Но при этом определенные законодательством льготы, к сожалению, не подтверждены надлежащими финансовыми ресурсами. Так, в 2008 году было выделено средств городскому бюджету на автомобильный транспорт 5,4 миллиона гривен, на электротранспорт - 7,5 миллиона. Если учитывать количество зарегистрированных льготных категорий граждан, то в среднем на одного человека выделено средств из государственного бюджета по 17 гривен на месяц. При этом, если учитывать установленное количество поездок на одного пассажира (в автомобильном транспорте - десять, в электротранспорте - 15), то потребность в средствах на месяц на одного льготника составляет 25 гривен. Следует также учесть, что далеко не все льготники ездят так редко - среди них есть и работающие пенсионеры, уволенные в запас военнослужащие, правоохранители, ездят по два раза в день на работу и домой.
По словам Ольги Гонтарь, недостаточное финансирование льготных перевозок из государственного бюджета привело к тому, что на практике граждане не могут реализовать предоставленное законодательством право на льготный проезд. С другой стороны, из-за финансовой ответственности за льготные перевозки транспортные предприятия не имеют возможности эффективно развиваться, улучшать качество услуг, вовремя выплачивать заработную плату. Одним из наиболее про-блемных следствий этой ситуации является постоянное возникновение конфликтов между пассажирами, которые имеют право льготного проезда, и водителями.
Сейчас на государственном уровне идет отработка разных вариантов решения проблемы льготных перевозок, отметила Ольга Гонтарь. Один из них - и Ольга Анатольевна считает его наиболее приемлемым - изменение механизма предоставления льгот путем выделения адресной целевой помощи гражданам на оплату транспортных услуг.
А пока что городская власть ищет общий язык с перевозчиками, убеждая их брать затраты по перевозкам льготников на себя. Так, по словам начальника отдела, не так давно, накануне принятия решения об установлении нового тарифа на перевозки (сначала, напомним, он составлял гривну 75 копеек, но потом, на время судебного разбирательства, был введен временный тариф гривна 50 копеек) удалось достигнуть договоренности с руководителями предприятий, что они будут перевозить все льготные категории, причем без ограничения количества мест и времени их перевозок, несмотря на условия подписанных с ними ранее договоров. Кроме того, отметила Ольга Гонтарь, вскоре на маршруте, который соединяет Жадова и поселок Молодежный (150-ый) вышли 72-местные автобусы, которые будут работать в обычном режиме (1 грн. за проезд), что также должно улучшить ситуацию с льготными перевозками, вскоре выйдут и 112-местные. Кстати, на сегодня только один микрорайон - Беляевский - не имеет маршрута с обычным режимом, но тут планируется решить вопрос за счет увеличения количества машин на двух троллейбусных маршрутах.
Татьяна Бойко напомнила журналистам, что 10 марта 2009 года исполнительный комитет Кировоградского городского совета утвердил перечень маршрутов специальных регулярных рейсов до садово-огородных товариществ. На перевозки пассажиров к дачно-огородным участкам в городском бюджете предусмотрено 300 тысяч гривен (в два раза больше, чем в прошлом году). Они будут совершаться с 18 апреля по 19 октября. Как отметила Татьяна Бойко, при составлении перечня маршрутов были учтены заявки всех кооперативов, ни один из них не остался без транспортного обеспечения.
Антон Тризубенко
Перепечатка материалов допустима только со ссылкой на РКС. Ссылка для традиционных СМИ — rks.kr.ua; гипер-ссылка для использования в онлайне — <a href="https://www.rks.kr.ua/">Новости Кировограда</a> (скопируйте и вставьте).
Уважайте чужой труд: все новости, опубликованные в РКС, проходят редакторскую правку. Иногда это просто исправление ошибок, но часто, чтобы придать новости читабельный вид, материал приходится переписывать с нуля. И даже в этом случае мы всегда указываем источник. Коллеги, ждем того же от вас. Спасибо.