Кировоград. Портал

Кировоград — новости и сайты

Искать: Как искать?
Детальный поиск
Например:



Новости Кировограда

Интервью губернатора: о политике и о жизниИнтервью губернатора: о политике и о жизни

Главред

Вадим Черныш мало чем отличается от своих нынешних коллег – глав облгосадминистраций. Сейчас у многих из них это первый опыт работы на государственной службе такого ранга, у большинства в кармане есть партийный билет НСНУ и общее участие в президентской кампании 2004-го под помаранчевыми флагами.

Правда, в отличие от них, как рядовой партиец Вадим Черныш считает, что президентскую партию нужно срочно реорганизовывать, вплоть до смены символики, которая уже себя исчерпала и не отвечает вызовам времени.

Сегодня он так же во всем поддерживает Президента Виктора Ющенко, и считает, что полномочия обладминистраций таки нужно передавать облсоветам, но с условием, что президентская вертикаль на местах в любой момент сможет вмешаться и приостановить неконституционные решения органов местного самоуправления. Об этом и многом другом Вадим Олегович рассказал «Главреду».

«В местных советах очень часто люди не являются носителями идеологии тех партий, в списках которых они прошли»

Вадим Олегович, от кого вы узнали, что вас назначили губернатором?

Секретариат Президента сообщил. Мне позвонили и сказали, что указ технически был занесен на подпись, но события с Универсалом, с правительством, с визитом Виктора Андреевича в Верховную Раду отодвинули региональные вопросы на второй план.

Вы часто общаетесь с бывшим губернатором Эдуардом Зейналовым? Какие у вас отношения?

Нормальные. Он, кстати, тоже александриец. Видимо он и сейчас еще чувствует губернаторскую ответственность за регион, очень часто по всем проблемам люди продолжают ему звонить, обращаться к нему, и он старается принимать непосредственное участие в жизни региона.

Всем известно, что губернаторство Зейналова начиналось в том числе и с публичного противостояния с экс-народным депутатом Игорем Шаровым, обвинившим его в отсутствии высшего образования. Это противостояние все еще сохраняется? После ухода Зейналова напряженные отношения с «шаровцами» перенеслись на вас?

Да, думаю, в какой-то степени перенеслись. А что касается так называемых шаровцев, то я знаю, что под этим понятием есть абсолютно разные люди: одни адекватно оценивают ситуацию и понимают, что если будет политика противостояния и нагнетания политической истерии, то для региона будет только хуже. И ответственность в таком случае лежит не только на главе администрации, но и на депутатах, в том числе и на народных, которые попытаются здесь «раскачивать» ситуацию. Если вы проанализируете последние годы функционирования здесь политических региональных элит, то увидите, что всегда было противостояние. Когда-то по линии Шаров-Антоньева, а пришла так называемая «помаранчевая» власть, назначили Зейналова - опять противостояние. Регион очень сложный как раз из-за таких противостояний, из-за амбиций отдельных групп.

В то же время в Кировоградской области БЮТ, который намерен уйти в оппозицию, занимает очень сильные позиции в горсовете и облсовете. Получается, с одной стороны, у вас будет оппозиция в лице группы Шарова, а с другой стороны - БЮТ. Как вы собираетесь работать в таких условиях – искать компромиссы, договариваться по тем или иным вопросам или не будете обращать на это внимание?

В Верховной Раде мы уже увидели строгое соблюдение партийной дисциплины, в той же фракции Регионов и БЮТ, за исключением нескольких депутатов. В местных советах я такого не вижу, здесь нет четкой партийной дисциплины. Может быть, это и хорошо. Более того, в местных советах очень часто люди не являются носителями идеологии тех партий, в списках которых они прошли.

Причина этого в том, что в местные советы в основном пришли представители бизнеса, которым не выгодно противостояние с региональной властью?

Да, в основном, это бизнесмены… Разбросало их по разным фракциям, разным группам, поэтому их партийная принадлежность ни о чем не говорит. Мы стараемся сделать бизнесу максимально благоприятные условия для развития, независимо от того, в какой политической силе состоят его представители. Мы будем строить наши отношения, в первую очередь, исходя из интересов и выгоды для региона. Я уже провел много встреч с депутатами областного совета из разных политических сил, причем диаметрально противоположных, и мы в принципе многие позиции согласовали. Будем работать с ними напрямую, может быть, даже путем подписания какого-то совместного документа. Например, на базе тех позиций, которые включены в Универсал, чтобы спроецировать их на регион, снять противостояние и начать работу.

Вы уверены, что бютовцы подпишут этот документ?

Я уверен в том, что часть депутатов, которые сейчас находятся в БЮТ, это подпишут.

Даже, несмотря на то, что высшее руководство блока не подписало Универсал?

Мы не говорим об Универсале, а об определенных документах на нашем региональном уровне.

Вы хотите сказать, что независимо от того, какая будет создана коалиция в Верховной Раде, здесь может сохраниться формат коалиции «Наша Украина» — БЮТ — СПУ?

Мы не говорим о коалиции. Не политизируя процесс на уровне региона, и ставя во главу угла решение проблем местного самоуправления, мы будем идти путем не создания политических конструкций, а решения конкретных вопросов, жизненно важных для нашей области. И одна из моих задач - находить такие варианты сотрудничества, чтобы избежать противостояния.

Тем не менее, сейчас в кировоградских гор- и облсоветах действует изначально сложившаяся коалиция трех - «Нашей Украины», БЮТ, СПУ. Получается, что в столице Партия регионов пребывает во власти, а на Кировоградщине – в оппозиции. Как это будет связываться в дальнейшем?

Что касается горсовета, то, думаю, что скоро будут новые выборы, потому что в Кировограде фактически пост городского головы под знаком вопроса. Как бы там ни было, но совмещать две должности (речь идет о кировоградском мэре и народном депутате БЮТ Валерии Кальченко. – Ред.), и рассказывать о том, что это хорошо для города, просто недопустимо. Да человек должен этому всецело отдаваться, находиться тут, двенадцать часов в сутки работать. Сейчас задача стоит одна: нам нужно сформировать эффективное местное самоуправление в городе Кировограде. И это однозначно переформатирует все политические взаимоотношения.

А что станет с облсоветом, там большинство тоже переформатируется?

Думаю, что нет. Да там и не подписывалось ни одно соглашение. Например, «Наша Украина» не голосовала за голову областного совета от БЮТ, потому что с нами этот вопрос попросту не согласовали. Сейчас там нет никакой коалиции.

Прямо какое-то ситуативное большинство получается…

Да, ситуативное. Думаю, что пока работа областного совета как раз будет исходить из того, что депутаты будут голосовать за те или иные решения, которые в принципе будут неполитическими. Ну, какое может быть политическое решение по программе жилищно-коммунального хозяйства?..

Но если все-таки БЮТ на уровне высшего руководства уйдет в оппозицию и призовет подконтрольные им облсоветы сделать тоже самое, как вы будете находить взаимопонимание?

Не пойдут все депутаты в оппозицию к власти. Однозначно. Потому что это неконструктивная оппозиция. И люди, которые прошли в этих списках, вполне самостоятельные в принятии решений. Это же не роботы, которым дали указание и они выполняют. Они ведь понимают все процессы в области, и будут голосовать так, как это нужно региону, иначе здесь они никому не смогут объяснить, почему делают все вопреки. Эта проблема политизации не коснется областного совета. Я практически в этом уверен. И если будут рассматриваться вопросы, которые касаются развития региона, политизации не будет. Может быть, какая-то часть депутатов, а такие всегда найдутся, будет пытаться на этом делать какой-то пиар, но я думаю, что их будет меньшинство.

«НСНУ – это не филиал Секретариата Президента»

Кировоградская область считалась одним из «красных» регионов, электорат которого голосовал за коммунистов и социалистов. Однако в 2006-м он стал оплотом Блока Юлии Тимошенко. Почему вы не заняли эту электоральную нишу? Из-за чего у «Нашей Украины» были такие плохие результаты в области во время последней парламентской кампании?

Думаю, что здесь проявилась общеукраинская тенденция. Все ожидали, что раз, и все поменяется, всем станет хорошо. Эмоции иногда не дают здраво определить подход, понять, что после революционного идет эволюционный процесс. Такие быстрые темпы перемен невозможно поддерживать, а люди надеялись, что это можно сделать. Но изменения, какими бы они хорошими ни были, не могут пройти сразу, этот процесс затягивается объективно. И сыгравшая на этом эмоциональность, которая доминировала в предвыборной риторике БЮТ, привела к такому результату.

Кроме того, многие к нам шли не по идеологическим убеждениям, а из сугубо конъюнктурных подходов, расчетов, в надежде получить какой-то пост, это и привело к тому разочарованию, которое было после первых выборов, и после вторых. Я признаю, что были и кадровые просчеты здесь, на региональном уровне.

Сейчас все активнее обсуждается тема возможного раскола блока «Наша Украина» в целом и партии «Народный союз «Наша Украина» в частности. Как вы считаете, до этого дело дойдет? Необходимо ли партии как-то реорганизоваться, например, либеральному крылу все-таки идти отдельной партией, а национал-демократам, сейчас разошедшимся по разным блокам, таки собраться под единым партийным знаменем?

Да, если наше общество сейчас структурируется так, что люди станут воспринимать политическую силу как носителя определенных ценностей, тогда они будут голосовать за программы. И тут «Нашей Украине» будет тяжело уже слепить из этих двух разновекторных составляющих единую платформу. Вот в этом проблема. Поэтому нужно четко выработать программные платформы для партий, четко о них говорить, и тогда те, кто их поддерживают, должны в партии остаться и развивать эту структуру, а остальные - уйти.

Я лично проблему вижу в том, что у нашего общества какой-то восточный тип мышления относительно того или иного выбора. Все же, в общем голосовали за личностей, а не за политические программы. Будь то Блок Юлии Тимошенко или Партия регионов. То же самое было и с «Нашей Украиной».

Носителем каких идей должен быть «Народный союз «Наша Украина»?

Естественно, ключевой пункт - это проевропейский выбор. Я считаю, что «Народный союз «Наша Украина» должен придерживаться всех тех задач, постулатов, которые уже выработаны, и фактически поддерживают программу Президента Украины. И те люди, которые поддерживают эти идеи, остаются и перестраивают партию. Тогда это будет классическая политическая сила, и без разницы, кто будет ее возглавлять.

То есть вы остаетесь сторонником того, что ядро все-таки должно сохраниться, а все сомневающиеся отсеяться в другие партии?

Да, думаю, что только так. Можно думать и об изменении партийных положений, возможно, даже и об изменении символики, это все-таки носитель определенного стереотипа о партии. Может быть, более идеологизировать партию путем связи с европейскими партиями, которые имеют похожую идеологию для того, чтобы у нас была поддержка в этом ключе и среди европейцев. В этом есть определенный смысл, только нужно активизировать партийную работу, вести разъяснительную, агитационную деятельность и так далее. Ведь когда мы пришли во власть, многие от этой партийной работы ушли на государственную службу. И в этом я видел большую кадровую проблему для партии.

Но у партии проблема была еще в том, что ее почетный председатель и лидер во время выборов дистанцировался от партии из-за своего президентского статуса. По вашему мнению, Виктор Ющенко и дальше должен возглавлять партию или же на время его президентства НСНУ стоит избрать другого лидера, который бы побеспокоился о партийной дисциплине?

Я думаю, что тогда Виктор Андреевич принял правильное решение. Но мы должны идти по тому пути, где не личности определяют партийное движение, а именно партия как носитель тех или иных идей.

Может ли сейчас Виктор Ющенко, будучи одновременно почетным председателем НСНУ и Президентом Украины, обеспечить партийную дисциплину?

Нет, конечно.

В таком случае, нужен ли НСНУ лидер, который бы занимался только партией, контролировал ее действия, выстраивая в один целостный организм, а не разбалансированную внутренними противоречиями структуру?

Нет, я так не думаю. Я не отношусь к сторонникам коммунистической идеологии, скорее, наоборот. Первый опыт партийного строительства, заложенный еще Владимиром Ильичем Лениным, оставил много положений, которые в принципе для любой партии понятны: разные платформы внутри партии, но решение на съезде принимается единое, и потом уже никто себе не позволит это комментировать. Да, в какой-то степени какие-то элементы этого должны присутствовать в любой партии, и решение должно обеспечиваться не одним человеком, а, к сожалению, у нас сейчас так.

Решение обеспечивается высшим партийным органом и после утверждения исполняется всеми. Но когда ты сегодня говоришь об одних идеалах, а завтра пошел в партию, которая проповедует совершено иные идеалы, то такой политик в нормальной стране должен быть обречен на забвение.

В таком случае, на что обречена партия, в которой принимается одно решение, но при этом представители партийной верхушки позволяют каждый говорить о своем видении данного вопроса?

С такой партией будет то же самое - она сама себя доведет до забвения. То, что вы сказали, я поддерживаю только в одном - в части функционирования институтов политической силы, принципов взаимодействия и обязательности решений высших органов для низших — это без сомнения должно быть в партии. И я могу сказать, что этого нам не удалось достичь. Это одна из проблем и сегодня.

Но если будет человек, который посвятит партийному строительству большую часть своего времени и своих способностей, то это будет залогом успеха политической силы, это правда. Но определить человека, который будет этим заниматься, это все-таки не мое задание.

И все-таки, нужно ли Виктору Андреевичу возглавлять такую партию?

Думаю, что нет. И Виктор Андреевич не согласился возглавлять партию, он только является ее почетным главой. Я считаю, что в данной ситуация партия должна быть отдельным, самостоятельным институтом.

Отдельным от кого?

Не думаю, что это должна быть просто группа людей, поддерживающих Президента, и которые только поэтому называются партией. Партия должна иметь свои четкие позиции и функционировать как полноценный институт в организационном плане. Это не подмена Секретариата Президента, не его филиал, это должна быть партийная структура с вполне завершенным циклом принятия решений.

Ведь много людей в районах, в городах не совсем понимают логику партийного процесса. У них нет четких указаний к выполнению, они по телевизору видят, что один говорит одно, другой - другое, а третий - третье. И не поймут, какие установки у партии. В этом я тоже вижу недостаток.

Что касается принятия политических решений, то с этим у нас всегда была проблема. Есть исполком, есть Рада партии, которая принимает важные решения, но после этого их уже никто не должен критиковать. Если ты критикуешь и не разделяешь общую позицию, тогда иди в другую политическую силу или создавай свою. И, может быть, кто-то и уйдет из партии и будет создавать новый проект, но раскола в партии точно не будет.

Почему вы считаете, что надо менять символику? Может, и название партии изменить заодно?

Думаю, что название менять не нужно. А символика, как по мне, всегда отражает какое-то направление деятельности: были цвета, которые поднимали и зажигали людей в какой-то определенный период, но этот этап уже прошел, задачи изменились в связи с новыми нуждами времени. Когда она символизировала единение людей, которые хотели президентства Виктора Андреевича, все были готовы идти под этими флагами.

Сейчас мы отошли уже от этой задачи - Виктор Андреевич стал Президентом. Поэтому символика должна отражать то направление, которое избрано на данный момент, вот об этом можно было бы подумать. Мы должны знать прошлое, но не жить им, а смотреть в будущее, и исходя из этого принимать все дальнейшие решения. А у многих остались тенденции жить либо 1991 годом, когда Украина стала независимой, либо 2004 годом. Это, на мой взгляд, неправильный подход.

Так что же делать с теми народными депутатами блока «Наша Украина», которые категорически не хотят союза с Партией регионов, - исключать из партии, перевоспитывать?..

Я категорически против того, чтобы их исключать. Но считаю, что эти люди должны сами подумать, как им дальше быть. Прежде всего, себе надо сказать, хотят они оставаться в этой партии или нет. Я думаю, что это должно быть их решение. Но при всем этом, если партийный орган допускает для них возможность свободного голосования или свободного поведения, этот статус-кво должен продлиться некоторое время, пока мы не поймем логики процесса по укреплению партийных структур по идеологической составляющей.

Здесь важна и позиция партии, и позиция фракции, потому что в данном вопросе речь идет больше о фракции. А там, извините, НСНУ объединилась вместе другими политическими силами и людьми вовсе беспартийными.

Более того, думаю, что если бы партия пошла отдельно на выборах, она бы не взяла меньше голосов, возможно, даже и больше. Думаю, что все те ошибки, которые совершены, начиная от формирования блока, функционирования партийных структур, их нельзя не признавать. Их надо сейчас изучить, отработать и больше не делать. Конечно, эта часть разговора о партии самая сложная для меня, хотя я и не представляю ее руководство...

Но вы являетесь представителем НСНУ в области. Наверное, сложно сейчас объяснять людям действия Президента? Что вы отвечаете, когда спрашивают, например, о назначении премьером Виктора Януковича?

Я пытаюсь объяснять людям позицию Президента по Универсалу. Ведь Янукович подписанием Универсала отказался от тех деструктивных вещей, о которых всегда говорила Партия регионов. Это победа в какой-то степени.

Если мы говорим о том, что следуем европейским традициям, то с ними вполне соизмеряется внесение в парламент кандидатуры Виктора Януковича, потому что это партия, которая набрала наибольшее количество голосов, и она имеет право сформировать правительство и предложить кандидатуру премьера. Правда, я согласен с мнением политологов, что многие оценят этот шаг Президента только через некоторое время. Потому что здесь играют роль не личные симпатии, это демократические механизмы.

И мне, может быть, как человеку, который поддерживал Президента, боролся против фальсификаций на выборах, многие его действия не по душе, но вместе с тем есть другой аспект - закладывание демократических традиций. Сейчас мы добились самого главного: у нас работают демократические принципы формирования институтов власти, и путем подписания Универсала отброшены такие проблемы как федерализация, которая меня лично просто выбивала из колеи.

«Я не допускаю того, что моим замом будет регионал»

С приходом Виктора Януковича на пост премьера представители донецкого региона, с партийным билетом ПР или без него, начинают интенсивно заполнять высокие должности в Кабмине и других влиятельных госструктурах. Это узурпация исполнительной власти одной партией или же нормальный для нынешней ситуации процесс?

Во-первых, я не вижу во всех направлениях заполнения. Во-вторых, помните, наша политическая сила говорила не о разделе должностей, а о сфере ответственности? Как ты можешь отвечать за определенную сферу, если ты не работаешь с надежными людьми?

У меня такая же проблема по моим замам. Если ты приходишь отвечать за какой-то сектор, то пытаешься сделать все, чтобы механизм, который находится у тебя в подчинении, функционировал так, как ты хочешь. Ты же за это отвечаешь, в конце концов! А как ты можешь отвечать, если у тебя будут работать люди, которые поддерживаются других позиций? И я не вижу и не считаю это узурпацией.

К тому же, мы просто забываемся, когда говорим, что премьером стал Виктор Янукович, начались определенные процессы, а у Президента, извините, власти нет. Да по большому счету Президент может приостановить любое антиконституционное решение правительства, и это записано в Конституции, он может обратиться в Конституционный суд, который, благодаря действиям Президента, наконец-то сформирован. И в этом контексте, например, Министерство юстиции является очень важным органом, оно может дать то или иное заключение по таким вопросам.

И сейчас необходимо урегулировать отношения между Президентом и Кабмином, принять ряд законов, изменить много таких законов, которые не требуют внесения изменений в Конституцию. И такой механизм усовершенствования отношений внутри власти как раз даст нам возможность защитить ее от узурпации. Не зря же сделано так, что когда приходит новый глава администрации, все замы пишут заявление об уходе, как и все главы областных и районных государственных администраций с приходом нового президента. В законе прямо прописано, что нужно дать возможность работать одной команде. Ничего плохого я в этом не вижу.

Что касается ваших замов, то их не так-то просто будет заменить, ведь для этого надо согласовать новые кандидатуры в Кабинете Министров. Весьма вероятно, что там новые кандидатуры «не пропустят» и будут настоятельно рекомендовать совершенно других людей. Вы сейчас будете менять своих замов?

Я сейчас нахожусь на стадии принятия решения относительно заместителей. Они все уже подали заявления, и, учитывая кое-какие новые подходи в решениях региональных вопросов, я об этом не хотел бы говорить.

Но вам уже рекомендовали взять в заместители кого-то от Партии регионов?

Естественно. Такие рекомендации были и от Партии регионов, и со стороны других политических сил: возьмите этого, возьмите того, возьмите пятого, десятого и так далее. Я просто хочу сказать, что все кандидатуры изучаются, рассматриваются, но опять-таки, решение будет принято либо по существующим замам, либо по новым кандидатурам.

Вы допускаете, что среди ваших замов будет «регионал»?

Нет, не допускаю. Я просто не вижу среди них таких кандидатур. Я не допускаю того, что это будет человек, которого мне будут навязывать, будь-то социалист или регионал. Я считаю, что у меня есть право работать с той командой, которую я сам себе подберу, и за которую буду отвечать. А согласованный контроль Кабинета Министров или Секретариата Президента в данном случае совершается больше на предмет профессионализма кадров, квалификационных требований, а не политической составляющей. Речь не идет о том, что этими людьми будут члены «Нашей Украины». Партийный подход тут использоваться не будет.

Если кандидатуры, предложенные вами, не пройдут согласование, вы воспользуетесь своим законным правом назначить, и соответственно держать при себе замов в статусе исполняющих обязанности?

Если такая необходимость возникнет, то естественно, я буду пользоваться такой возможностью. Но, думаю, что есть определенный уровень взаимоотношений между Секретариатом Президента и Кабинетом Министров, позволяющий назначить тех людей, с которыми я бы хотел работать. Думаю, что здесь немаловажными являются те договоренности, которые существуют, и были осуществлены как компромиссные во время назначения моей кандидатуры по представлению правительства.

«Делать бесконтрольными органы местного самоуправления нельзя»

Парламент намерен как можно скорее принять законопроект №3207 об органах местного самоуправления, который предполагает передачу полномочий облгосадминистрации облсоветам. Как вы считаете, сейчас это целесообразно делать?

Думаю, что целесообразно. Законопроект №3207 дает больше прав местному самоуправлению, и это само по себе является правильным подходом, демократическим и европейским и верным по механизму разделения полномочий. Но законопроект №3207 - это только общий критерий, возможность создания такого разделения, а конкретным содержанием его будут наполнять законы, которые будут направлены на исполнение норм Конституции. Вот там уже больше опасностей таится для тех или иных перекосов. И здесь уже необходимо четко определить, за что отвечает местное самоуправление, за что - органы государственной власти. Четко описать механизм взаимодействия между ними и, что немаловажно, механизм приостановки незаконных решений, потому что злоупотребления могут быть и в органах местного самоуправления, мы это и сейчас наблюдаем. Итак, должен быть эффективный, не прокурорский механизм, потому что прокуратура не должна осуществлять функции общего надзора.

Но, судя по высказываниям спикера Александра Мороза, ставка делается на то, чтобы главы облгосадминистраций стали просто «смотрящими» без полномочий, которые могут только фиксировать злоупотребления, но никак не приостанавливать действие того или иного решения облсовета, каким бы незаконным оно ни было...

Думаю, правильной была бы другая позиция - отделить то, что не свойственно органам областной власти. А люди, которые находятся и координируют здесь действия органов исполнительной власти — главы госадминистраций - должны оставаться в непосредственном подчинении Президенту Украины. Их основная задача - смотреть за выполнением законов Украины и соблюдением Конституции.

С какими полномочиями?

А вот полномочия должны быть очень широкими. Больше похожими на полномочия теперешних органов прокуратуры по отмене актов, которые будут противоречить Конституции, направленных на защиту граждан с возможностью приостановления их действия и права обращаться в суд. Плюс все назначения руководителей территориальных подразделений министерств и ведомств должны обязательно согласовываться с этим человеком. В разных странах это по-разному называется, кое-где это префекты.

Вы без какого-то сожаления передали бы свои полномочия облсоветам?

Более того, не может человек или организация, которая сама осуществляет управление, сама же его и контролировать. А сейчас мы в такой роли - осуществляем многие полномочия, которые должны делать органы местного самоуправления. В то же время на нас возложено обеспечение законности и правопорядка на соответствующей территории. То же самое мы видим и в прокуратуре: они сами ведут следствие, и сами же за своим следствием и надзирают. Может быть, для авторитарной страны это и хорошо, но по сути своей неправильно для демократического государства.

Поэтому, если эти функции отделять, то надо четко прописать, что должна делать местная власть. Было бы правильным, чтобы здесь находился государственный орган, который бы следил за тем, чтобы они добросовестно выполняли свои обязанности. Делать бесконтрольными органы местного самоуправления нельзя, надо делать их полномочными в решениях вопросов, но в то же время ответственными перед органами государственной власти и перед людьми, в конце концов.

Будет ли принятие этого закона ударом по влиянию Президента на политику в регионах? Не ослабит ли это его власть?

Думаю, нет. Если госадминистрации сохранятся в таком виде, о котором я говорил ранее, думаю, что не ослабит. Эти «контрольные» полномочия могут быть в какой-то степени спящими, ими никто не будет пользоваться, если не будет нарушения законов. Но, извините, если только закон будет нарушен, то сразу должен быть включен эффективный механизм вмешательства президентской вертикали и восстановление законности. Тогда будет больше уважения, больше авторитета и, возможно, местное руководство будет более дисциплинированным.

Кстати о контроле, у нас в области нет даже административных судов, эти функции выполняют суды общей юрисдикции. Казалось бы, споры между местным самоуправлением и органами исполнительной власти должны рассматриваться там. Поэтому важно не только поменять функции администрации, а рассматривать все в комплексе, и судебная ветвь должна быть эффективной.

«Я считаю, что сейчас выгодно опять добывать уголь»

Вадим Олегович, какие первоочередные приходится вам сейчас решать в Кировоградской области?

Первоочередная проблема - «Александрияуголь». Это было просто большущее объединение, которое добывало бурый уголь, но его предприятия в 2004 году начали закрывать, остались только александрийских пару «разрезов», шахты закрыли. Вообще бурый уголь используется для выработки электроэнергии в основном в Германии и в Румынии, они интенсивно заменяют атомную энергетику тепловой за счет сжигания угля. И эта проблема по сжиганию углей не была так актуальна до недавнего времени, потому что цены на другие энергоресурсы, например, на газ, позволяли уголь не использовать. Сейчас этот вид топлива вновь становится актуальным: осуществлять добычу, сжигать, получать электроэнергию.

В 2001 году существовал проект о строительстве мощной электростанции на 300 мегаватт. Для сравнения: атомная электростанция работает с мощностью в миллион мегаватт, поэтому триста - это много, считай один энергоблок. Предполагалось строительство такой крупной электростанции на два месторождения (одно в Александрии, другое в Новодмитриевском Днепропетровской области). Оценивался он в очень большие суммы и понятно, что так и остался нереализованным. Шахты многие закрыли, многие ликвидировали, потому что себестоимость добычи угля очень высокая, а дотацию государство не давало. Остались только два разреза, где эта добыча обходится дешевле, их отдали в аренду, разделили пополам. Количество людей, работающих там, уменьшилось практически в три раза. Люди потеряли рабочие места, целые семьи остались без средств для существования.

Но сейчас, насколько я понимаю, «Александриюуголь» намерены вернуть в госсобственность. Как вы считаете, это правильное решение?

Я считаю, что сейчас выгодно опять добывать уголь, выгодно рассматривать эти проекты, но чтобы их эффективно использовать, необходимо создать возможность людям там работать и добывать уголь. Благо, кадры еще остались, и маркшейдеры, и инженера, и управленцы, и шахтеры.

Если мы вернем все это в управление Минуглепрома, то дальше можно будет решать, что с ним делать: приватизировать, продавать и так далее. Но кроме рабочих мест и развития буроугольной промышленности здесь присутствует и социальный аспект. Вся инфраструктура: больницы, садики, дома культуры были задействованы на то, чтобы обслуживать все-таки угольную отрасль. И если мы сейчас сможем снова обеспечить функционирование этих предприятий, то, возможно, это сразу почувствует и регион.

Кроме этого, в области существует проблема в жилищно-коммунальном хозяйстве. Что будет с водопроводом «Днепр-Кировоград» и с его долгами?

Это один из самых длинных водоводов в Европе, четыре города областного подчинения практически задействованы в программе обеспечения водой через водовод «Днепр-Кировоград». Если мы решаем проблему функционирования этого большущего предприятия, то практически решаем проблему обеспечения питьевой водой. Но нужны и альтернативные источники воды.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы погасить задолженность, которая сегодня составляет порядка 15,3 миллиона гривен. И если эти деньги мы «пробьем» хотя бы по взаимозачету, закроем этот долг, то предприятие получит импульс для того, чтобы дальше развиваться как коммунальное областное, чтобы его не отключали постоянно, и города не оставались без воды. Возможно, будем рассматривать инвестпроекты, может быть, кто-то возьмет его в управление, заинтересуется какой-то частный инвестор.

Ваш регион – один из уранодобывающих. Почему, имея такие месторождения, Кировоградская область так и остается дотационной?

Эту проблему можно и первоочередной поставить. У нас что происходит на территории? Добывают урановое сырье и отправляют в другое место, а отходы потом возвращаются и хвостохранилище находится в Петровском районе. То есть получается абсурд - сырьевой придаток Днепропетровской области. Кто будет финансировать лечение онкологических заболеваний у нас, которые уже достигли очень высокого уровня?..

Далее, нет учебных заведений для подготовки соответствующих кадров, нет горного института, который бы готовил специалистов. Это все находится за пределами области. Фонд социального страхования у нас сейчас с большим напряжением несет расходы, хотя все тут оформляют пенсии, платежи, а отчисления всегда шли на территории других областей.

Очевидно, что на территории области нужно строить горно-обогатительный комбинат, который будет заниматься переработкой этой руды и здесь же платить налоги. Но ведь еще при Еханурове рассматривался вопрос, чтобы начать строительство комбината в Новоконстантиновке, где разрабатывается новое месторождение урановых руд…

Есть и указ Президента о создании концерна «Укратомпром», который должен включать в себя все эти подразделения. И мы действительно настаиваем на том, чтобы в наш регион пришло отдельное юридическое лицо и эта дирекция была зарегистрирована в Малоискровском районе Кировоградской области, чтобы налоги платились здесь, и все другие платежи тоже здесь проводились. Мы бы, конечно, хотели, коль здесь остаются отходы, и здесь добыча, то чтобы здесь была и переработка. Мы бы хотели, чтобы этот производственный комплекс развивался у нас, тогда будут рабочие места, будут отчисления в бюджет, и это нам очень выгодно.

Поэтому в данной проблеме есть две составляющих: развитие промышленности и вместе с тем развитие территории, но это требует больших финансовых вливаний.

Это предприятие должно быть обязательно государственным?

Есть разные мнения, все-таки это вопрос общегосударственный. Я не хотел бы сейчас говорить об урановом замкнутом цикле, мы на это пойти не можем, потому что являемся государством с безъядерным статусом, и для этого нужно разрешение МАГАТЭ, решение Совета безопасности ООН и так далее. Мы говорим о том, что одна из составляющих этого цикла спокойно может находиться в Кировоградской области, это может быть рентабельным предприятием и обеспечивать регион рабочими местами с отчислениями в бюджет.

Что ожидает еще одно простаивающее без работы предприятие, расположенное на территории вашей области - Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд?

Судя по предыдущему решению правительства это все-таки совместное предприятие «Смарт-групп» и «Металлинвест». Но правительственные решения имеют свойство меняться со сменой приоритетов. Наша позиция — это все-таки окончание строительства. Но государство само не может этого сделать, это должны делать инвесторы, либо собственники. Если бы его возможно было бы отдать какому-то инвестору, и он возьмет на себя обязательства достроить его и запустить, то для региона это был бы самый оптимальный вариант.

Насколько реально найти сейчас такого инвестора?

Думаю, что реально. Другое дело, что есть много лоббистских структур, которые не заинтересованы в работе комбината, но это уровень принятия решений правительством, мы можем отстаивать только местный интерес. А он состоит в том, что если предприятие будет учреждено, то обязательно юридическое лицо должно быть в Кировограде.

Как вы считаете, каким все-таки будет решение нынешнего правительства по КГОКОР?

К сожалению, я не могу ничего спрогнозировать в этом вопросе. Я встречался с директором этого комбината, мы обговаривали перспективы его функционирования. Пока это не мой уровень решения вопроса. Я только могу высказывать позицию местной власти, а вообще это государственная собственность, и уровень решения Кабинета Министров.

На поддержку этого предприятия выделяется всего пять миллионов в год, хотя требуется в несколько раз больше. Там люди не получают зарплату, специалисты уезжают оттуда. Более того, к комбинату привязана вся коммунальная инфраструктура Долинского: водоснабжение и канализация, электроснабжение, теплоснабжение…

А пока будет решаться вопрос, что делать с комбинатом, нам нужно обеспечить финансирование, чтобы не растянули все, что там есть, не порезали на металлолом и не продали, потому что людям нужно за что-то жить. Чтобы город Долинское отапливался и обеспечивался водой.

Если же будет принято решение о приватизации, то при открытой продаже, как с «Криворожсталью», необходимо заложить какое-то количество средств для регионального бюджета, потому что для тех, кто будет работать на комбинате, нужны и больницы, и садики, и прочее. Эта инфраструктура должна ложиться на собственника, не на местные власти. Так не бывает, чтобы рабочую силу «эксплуатировать» отсюда, и ничего не давать, кроме зарплаты.

Что касается создания совместного предприятия, то требования аналогичные. Оно должно быть на каком-то уровне рентабельности, чтобы обеспечивать платежи в бюджет, закрывать социальные проблемы и обеспечивать рабочие места. Вот там мы скажем свое слово.

«Не могу сказать, что я состоятельный человек, но не бедный»

Вадим Олегович, известно, что вас на губернаторскую должность рекомендовал ваш предшественник Эдуард Зейналов. Вы считаете себя человеком его команды?

Да, несомненно. Иначе даже быть не может. Я работал под его руководством заместителем председателя облгосадминистрации.

При каких обстоятельствах вы познакомились?

На выборах Президента Украины. Я в 2004-м был доверенным лицом Виктора Ющенко по Александрийскому территориальному избирательному округу, а Эдуард - по сотому округу здесь в Кировограде. Во время избирательной кампании мы очень тесно общались и взаимодействовали.

Это он привел вас в команду Ющенко?

Нет, мы пришли параллельно. Я вообще-то с 2002 года был единственным депутатом областного совета от «Нашей Украины». Еще тогда я сделал осознанный выбор, поддержав «Нашу Украину», а уже ближе к президентским выборам появились ее симпатики, после 2004-го их стало еще больше…

Если вы параллельно пришли к этому, то почему у Эдуарда Джангировича были более сильные позиции в регионе, чем у вас? Получается, что вы начинали вместе, были в одинаковых условиях…

Вы знаете, в Украине все концентрируется в столице, а в регионе - в областном центре. Эдуард Джангирович был более известен в Кировоградской округе областного уровня, поэтому, естественно, и уровень решаемых вопросов был более высокого уровня. А за мной были только Александрия, Долинское, Петрово, Новогородка. К тому же он дольше жил в Кировограде, был известным бизнесменом, поэтому, думаю, это сыграло свою роль.

Но у вас тоже был свой бизнес, правда, адвокатский…

Да, я имел собственное адвокатское бюро, где работали люди все с юридическим образованием. Мы оказывали услуги, в том числе и по оказанию правовой помощи органам местного самоуправления. Кроме того, я возглавлял общественный комитет по защите прав потребителей, и у нас был большой опыт по регулированию принятия решений, которые влияли на неограниченный круг потребителей: водоснабжение, энергоснабжение, установление тарифов, заключение договоров с потребителем, оказание услуг ненадлежащего качества. Мы также вели разъяснительную работу о правилах пользования жилыми помещениями: что за счет средств ЖЭКов должно делаться, а что - за счет средств потребителей. У нас был просто колоссальный поток посетителей, и этим мы занимались на общественных началах, с людей денег вообще не брали.

Так ведь были и состоятельные клиенты?

Это уже была другая часть нашей работы. А то, что касается обслуживания предприятий или отдельных лиц, которые достигли определенных успехов в бизнесе, это несомненно было, и дотировало общественную деятельность.

Вы можете сейчас назвать себя состоятельным человеком?

Не могу сказать, что я состоятельный человек, но не бедный. Ведь критерий оценки состоятельности весьма относительный: можно, как Леонид Черновецкий, ездить на «Майбахе» и при этом рассуждать о том, состоятельный я или нет. Но я не отношу себя к категории малоимущих или бедных.

Но ведь не живете же на одну зарплату?

Нет, конечно. Я имел возможность заработать определенные средства, которыми могу пользоваться и сейчас.

Вы уже интересовались, какая у вас будет губернаторская зарплата?

Точно не могу сказать, как заместитель я получал около четырех тысяч гривень, а здесь будет выше, думаю, где-то тысяч восемь-десять, учитывая мой небольшой стаж государственной службы. Но если брать Кировоградщину, то это одна из самых высоких зарплат.

А ваша семья владеет каким-то бизнесом?

Нет. Но семья – это то, о чем я не хочу рассказывать, хотя, возможно, людям это и интересно. Единственное скажу, что есть определенные сложности в связи с тем, что мое назначение вначале замом, а потом главой областной госадминистрации сделало невозможным постоянное общение с семьей, и от этого страдают мои близкие. У меня есть сын, которому сейчас четыре с половиной года, но я очень мало времени с ним провожу, и это для меня самое больное место.

Ваша жена сейчас работает или дома занимается ребенком?

Жена работает, ребенок больше в садике или у бабушки с дедушкой.

Далеко живете от места работы?

Нет.

У вас квартира?

Да. Поймите, я просто отношусь к тем людям, которые считают, что личная жизнь должна быть закрыта для посторонних глаз в интересах самих же близких людей. Я не хочу осложнять этим жизнь им и самому себе. Хотя журналисты приходят домой, просят разрешить все сфотографировать, недавно пытались взять интервью.

Получается, что ваш адрес знают все, и любой может прийти к вам домой?

Сейчас уже не знают. Я буквально недавно переехал.

Переехали, потому что действительно донимали?

И поэтому тоже. Мне немного улучшили жилищные условия, я переехал из Александрии и сейчас живу в Кировограде. Но журналисты даже к родителям приходят. Можете себе все это представить! Кировоград - маленький город, а Александрия еще меньше - там все на виду, практически все друг друга знают. Поэтому родители, близкие, друзья, все были под неусыпным оком общественности.

С чего начинается ваше утро? Есть какой-то обязательный ритуал?

Обычно утром я стараюсь прочитать прессу, которую не успел просмотреть накануне. И обязательно с чашечкой кофе. Поскольку работаю допоздна, утро для меня - это определенный элемент отдыха. Стараюсь проснуться пораньше, чтобы часа два походить, почитать газету и в спокойной обстановке попить кофе.

У вас есть какое-то хобби?

Да, хобби на самом деле несколько, но если выпадает несколько минут свободного времени, я просто читаю. Иногда перечитываю произведения, они забываются со временем, поэтому приходится освежать в памяти. Например, прочитываю страниц двадцать, в следующий раз возвращаюсь к этой книге дня через два, но уже забыл, на каком месте остановился, опять прочитываю то же место, и затем продвигаюсь вперед еще страниц на десять.

Сейчас читаю Чехова (смеется). Мне кажется, что проблемы, которые описаны особенно в небольших его рассказах, можно переместить в любое время. Психология, взаимоотношения людей, все, как из сегодняшней жизни, но со старой бутафорией.

Галина Каплюк

Теги новости:
губернатор
глава областной администрации
Вадим Черныш
интервью
политика
экономика
уранодобывающий комплекс
КГОКОР
Александрияуголь
Наша Украина
БЮТ
Партия регионов
заместитель губернатора
органы местного самоуправления
уровень жизни
личная жизнь
семья
хобби
увлечения
зарплата губернатора

Новости в тему:

Новости Кировограда: обсудить на кировоградском форуме

Перепечатка материалов допустима только со ссылкой на РКС. Ссылка для традиционных СМИ — rks.kr.ua; гипер-ссылка для использования в онлайне — <a href="https://www.rks.kr.ua/">Новости Кировограда</a> (скопируйте и вставьте).

Уважайте чужой труд: все новости, опубликованные в РКС, проходят редакторскую правку. Иногда это просто исправление ошибок, но часто, чтобы придать новости читабельный вид, материал приходится переписывать с нуля. И даже в этом случае мы всегда указываем источник. Коллеги, ждем того же от вас. Спасибо.

Кто живет в Кировограде? Смотрите фотографии кировоградцев на сайте «Знакомства в Кировограде»
А еще можно посмотреть, что нового в кирнете

RSS